четверг, 3 февраля 2022 г.

Вопрос-ответ (6)

 Вопрос 1. В заключении ПМПК написано, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной программе, указан ее вариант. Что это за программа и какие у нее бывают варианты?


Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Школьные адаптированные программы для одной категории обучающихся с ОВЗ имеют несколько вариантов: от 2 до 4. В чем между ними разница?
Вариант программы 1, предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с нормотипичными детьми учебному плану. Его развитие приближено к возрастной норме, но ему требуется поддержка специалистов. Кроме того, учитель на уроке так же организует коррекционно-развивающую поддержку.
2-й вариант — обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, но в пролонгированные сроки обучения, как и нормотипичные сверстники. Эти дети на момент поступления в школу не достигают уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что усвоение программы для ребенка будет растянуто на более длительный срок. Коррекционная направленность обучения будет пронизывать весь учебный процесс. С таким учеником обязательно будет проводиться коррекционно-развивающая работа специалистами, а на уроках педагоги будут организовывать ему необходимую поддержку.
3-й и 4-й варианты — обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями условно нормативно развивающихся сверстников. Обучение по третьему варианту означает, что у ребенка при ведущем нарушении (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройстве аутистического спектра), имеется еще и умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Третьему варианту аналогичен 1-ый вариант АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
Если ребенок не может освоить вариант 3, в связи с более тяжелым интеллектуальным недоразвитием (то есть это уже не легкая, а умеренная, тяжелая или глубокая степень умственно отсталости), либо это тяжелые и множественные нарушения развития, то он получает образование по варианту 4 (аналогичен ему вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью).
Обучение по 3 и 4 вариантам осуществляется по учебным планам, существенно отличающимся от учебных планов вариантов 1 и 2. Академический компонент образовательной программы в этом случае уменьшается, большее внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.
Варианты 3 и 4 предполагают выдачу (по окончании школы) не аттестата, а свидетельства об обучении.

Вопрос 2. Каковы действия родителя, после получения заключения ПМПК на ребенка, где ему прописаны специальные условия?
Условно, эти шаги можно представить в виде следующего алгоритма:
1.Родители/законные представители передают в образовательную организацию заключение ПМПК и пишут заявление на имя директора школы о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования и перевода на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). Если есть, прикладываются также копии справки об инвалидности и копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации.
2.Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по АООП и создании для него специальных условий получения образования.
После получения от родителей/законных представителей письменного согласия на комплексное обследование ребенка, проводится Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк), где уточняются и конкретизируются рекомендации ПМПК для ребенка.
 Рекомендуется составлять с этой целью так называемый индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Этот документ в обязательном порядке согласовывается с родителями/ законными представителями и реализуется с их согласия.
Родители/законные представители имеют право присутствовать на ППк при обсуждении вопросов, касающихся их ребенка, но могут ознакомиться с решением консилиума и в заочной форме. Протокол или решение ППк подписывается родителями/законными представителями (согласны, либо не согласны).
3.После психолого-педагогического консилиума Школа разрабатывает рекомендованную обучающемуся АООП (если она еще не была на тот момент разработана в Школе), создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.
Вопрос 3. Где можно увидеть адаптированную основную общеобразовательную программу, по которой обучается мой ребенок?
Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно. 
Эти программы разрабатываются на уровень образования (дошкольный, начальный и пр.) и для тех категорий обучающихся, которые на этот момент обучаются. 
В основе разработки АООП лежат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, которые представлены на сайте государственной информационной системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (fgosreestr.ru). 
Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте образовательной организации, который может быть назван как «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ». 
В создании и обсуждении рабочего варианта АООП могут принимать участие и родители/законные представители. 
После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий