Обычно у каждого человека из многих типов памяти один или два развиты сильнее, остальные – слабее.
Чтобы хорошо овладевать материалом, необходимо выработать навыки правильной и планомерной работы. Перед началом занятий надо просмотреть все, что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого изучения материала. Чем детальнее изучаемое ассоциируется с известным ранее, тем прочнее сохраняется в памяти и тем быстрее вспоминается, когда требуется.
Довольно частая причина плохого запоминания заключается в неправильном усвоении заданного на дом учебного материала. Многие школьники многократно перечитывают текст, пока не покажется, что они уже все знают, а на следующий день, отвечая урок, с досадой убеждаются, что помнят материал очень плохо. В результате низкая оценка.
Лучше чередовать восприятие прочитанного с припоминанием – прочли в первый раз, еще далеко не все запомнили, но закройте книгу и попытайтесь пересказать прочитанное как можете. Когда уже ничего больше не припоминается, снова загляните в книгу. Прочитав, вновь пытайтесь пересказать текст уже полнее, и так до тех пор, пока не станете хорошо пересказывать прочитанное.
Чтобы надолго запомнить материал, необходимо прежде всего найти в нем так называемые опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, которые первыми будут приходить на память. Опорными пунктами могут служить и некоторые части текста с эмоциональной окраской - удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ.
Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов.
Из простейших методов тренировки памяти можно порекомендовать следующий. Нужно взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, не механически повторяя материал, а постоянно стремясь видеть внутреннюю связь одного отрывка с другим. С этой целью рекомендуется выбрать, например, какое-нибудь произведение А.С. Пушкина и начать его изучать по данной методике, т. е. По частям, с систематическим повторением. Через 1-2 мес, как правило, отмечается безусловное улучшение памяти. Важнейшим приемом улучшения запоминания является разгрузка памяти путем применения средств так называемой внешней памяти – записных книжек, дневников, еженедельников, карточек, таблиц, схем.
Еще один метод – метод минимизации, т. е. сокращения. В одном случае сокращения можно добиться редакторской правкой, в другом может быть применен литературный прием, т.е запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.
Приведенные примеры облегчают, главным образом, запоминание. Между тем большие трудности часто возникают с воспоминанием.
Для тренировки этого свойства памяти можно применять прием – обратную развертку памяти. Вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.
Общие правила облегчения запоминания:
-Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а надо только выучить наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.
-Материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все что можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до полного воспроизведения.
-Учебный материал нужно делить на две части самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть выделения шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.
-Чтобы усвоить материал, нужно прочесть его например 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время - еще 2 раза, потом еще 2 раза, т.е. не надо стремиться выучить все сразу, в один присест. Целесообразнее распределять повторения если не на несколько дней, то хотя на 2 дня.
-По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно бегло прочитывать большие порции материала.
-Очень важно уметь делить учебный материал в зависимости от того, в какой степени учащийся знаком с ним. Лучший способ самоконтроля при этом – придумывание своего примера или задачи на данный материал.
Развивать память, способности, учиться правильно организовывать свой труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для плодотворной работы никогда не поздно.
-Материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все что можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до полного воспроизведения.
-Учебный материал нужно делить на две части самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть выделения шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.
-Чтобы усвоить материал, нужно прочесть его например 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время - еще 2 раза, потом еще 2 раза, т.е. не надо стремиться выучить все сразу, в один присест. Целесообразнее распределять повторения если не на несколько дней, то хотя на 2 дня.
-По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно бегло прочитывать большие порции материала.
-Очень важно уметь делить учебный материал в зависимости от того, в какой степени учащийся знаком с ним. Лучший способ самоконтроля при этом – придумывание своего примера или задачи на данный материал.
Развивать память, способности, учиться правильно организовывать свой труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для плодотворной работы никогда не поздно.

Комментариев нет:
Отправить комментарий