За последние
годы увеличивается количество детей с нарушением речи. Данные по статистике
озвучила руководитель ПМПК, Салмина Н.А.
Темой для обсуждения на круглом столе стала «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы».
Цель системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Салмина Н.А. сделала акцент на актуальность темы взаимодействия учителей логопедов на разных ступенях обучения детей с нарушением речи.
Часть
выпускников логопедических групп детских садов, интегрированных в
общеобразовательную школу, испытывают значительные трудности в овладении
процессами чтения и письма. Для того, чтобы осуществить комплексный подход к
коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная
преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной
логопедических служб.
Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
Под
преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении
содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Специалисты сошлись во мнении, чем раньше
будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше
будет его результат. Но были озвучены трудности осуществления преемственности,
среди которых:
1. Часто дети из одной логопедической
группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и
установить контакт со школьными учителями-логопедами.
2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют
чёткое представление о структуре и
содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ
мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием
работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную
дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности
ребёнка к освоению той или иной программы.
3. Нет отработанной системы взаимодействия
дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности.
Свой опыт
работы и пути преодоления трудностей озвучили учителя логопеды МАОУ СОШ №1, Наговицына Т.Ю И
Шабанова А.А. Логопеды школы рассказали о начале своей работы по сопровождению
детей с речевыми нарушениями со школы
будущего первоклассника, представили коллегам свою диагностику, познакомили с
ее результатами и формами работы с детьми.
Специалисты всех учреждений озвучили еще несколько проблемных вопросов. Одним из «острых», работа с родителями детей, нуждающихся в помощи логопеда. Принято решение, запланировать данный вопрос на ГМО отдельной темой встречи.
Результатом встречи определены общие
предложения:
• По возможности, создать и апробировать
единые коррекционные программы речевого развития детей.
• Разработать нормативно-правовую базу
для обеспечения данной модели преемственности.
Единая система логопедической работы по
устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах
общеобразовательной школы позволила бы в значительной мере повысить
эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности.
Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться
актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в
логопедическом сообществе детских садов и школ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий