воскресенье, 5 мая 2024 г.

Про мышление...

Мышление – сложный познавательный процесс, помогающий познанию окружающего мира. Оно отражает сущность, свойства и отношения предметов,  явлений. 

Важно отметить, что ребенок не рождается обладая МЫШЛЕНИЕМ, а лишь его предпосылками при наличии "субстрата" серого вещества, т.е. интеллекта.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления:

Подробнее  каждом:

наглядно-действенное мышление:
Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления является наиболее ранней.

Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни. С овладением ходьбой, встреча ребенка с новыми предметами значительно увеличиваются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, на затруднения, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки и т.д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: например, колясочкой не стучит, а катает ее;, куклу кладет на кроватку; ложкой мешает в кастрюльке и т. д.

Производя различные действия с предметами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой возникает шум, один предмет можно вставить в другой, два предмета, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т.д
.
наглядно-образное мышление
Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление,
которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает «в уме» только те задачи, которые раньше решал практически. Так, они могут заранее представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей (в представлении эти части соединить в целое): какую конструкцию можно построить из данного конструктора, какое изображение сложить из разрезанной
картинки, части которой наклеены на разных кубиках; они могут представить себе перемещение предметов или их частей в пространстве и т.п. К старшему
дошкольному возрасту дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения.

словесно-логическое мышление
Возможно только при наличии речи. Ребенок способен в уме решать практические задачи даже не видя их, а по инструкции, например, на слух.

Дети с ОВЗ не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической
задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же не продуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.
 Необходима определенная система занятий по развитию мыслительной
деятельности у детей с ОВЗ, которая  позволит сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом. 

 Источник:https://vk.com/club191772486?w=wall-191772486_1341

Комментариев нет:

Отправить комментарий